ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ


и др.). Одновременно стали формиро­ваться нац. объединения, представляю­щие интересы диаспор народов многих национальностей, населяющих Россию (татарская, чувашская, удмуртская, бу­рятская и др.). Остаются т.н. проблем­ные диаспоры, принципиальные вопро­сы существования к-рых еще не решены или их решение по тем или иным при­чинам откладывается (корейская, месхе-тинская, афганская).

Д,н. превращаются в активную об­ществ, силу, способную содействовать или противостоять происходящим изме­нениям. Это имеет большое значение для нац. политики, область действия к-рой — это в значительной степени сфера согла­сования этнич. интересов.

Лит.: Гумилев Л.Н. География этноса в истор. период. М., 1990; Этнос и его подразделения ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ. М., 1992:Илларионова Т. Этнич. гр.: генезис и проблемы само­идентификации (теория диаспоры). М-, 1994; Народы России: Энциклопедия. М., 1994; Миграции и новые диаспоры в постсоветских гос-вах. М., 1996; Тощен-ко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социол. иссл-я // Социол. иссл-я. 1996. № 12.

Ж. Т. Тощенко

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ- разра­ботанная О. Контом теория обществ, прогресса, в основу к-рой положена ис­тория чел. духа. Прогресс означает раз­витие по восходящей линии, хотя и не включает в себя фактора совершенство­вания. Конт делил факторы, влияющие на обществ, прогресс, на первичные и вторичные. Первичным, решающим фактором явл. духовное, умственное раз­витие. Ко вторичным ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ Конт относил кли­мат, расу, среднюю продолжительность чел. жизни, прирост нас, обуславливаю­щий разделение труда и побуждающий развитие интеллектуальных и мор. кач-в чел. Вторичные факторы могут только замедлить или ускорить прогресс об-ва, к-рый совершается закономерно и ста­дии к-рого не могут быть изменены. Подразделяя прогресс на материальную (улучшение внешних условий жизни),


физическую (совершенствование чел. природы), интеллектуальную (развитие интеллекта, переход от религ. и метафи­зического мировоззрения к позитивно­му) и мор. (развитие чувства коллектив­ности) сферы, Конт придавал осн. значе­ние последним двум. Он писал, что соц. организм основывается на совокупности взглядов, мнений ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ, к-рые, постепенно из­меняясь, оказывают влияние на все проч. стороны обществ, жизни. В основе развития ума и соотв. чел. истории лежит закон трех стадий.

В соц-и П. Сорокина понятие «Д.с.» преобразовалось в понятие социокульт. динамики как теории циклической сме­ны разл. культ, типов или суперсистем. Возникновение очередного культ, типа вызывает полит., соц. и культ, кризисы, сопровождаемые войнами, революциями и др. соц. потрясениями. Понятие «Д.с.» нашло место в трудах Д. Белла, однако для совр. социол. мысли более характер­на трансформация этого понятия в кон­цепциях процессов социальных, развития социального, изменений социальных.

Лит.: Голосенка И А. Питирим Соро­кин: судьба ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ и труды. Сыктывкар, 1991;Осипова Е.В. Огюст Конт и возник­новение позитивистской соц-и. М., 1995; Сорокин П.А. Соц. и культ, дина­мика. СПб., 2000.

, . ••• Е.В. Осипова

ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ(лат. dispositio — расположение) — предрас­положенность к опред. восприятию ус­ловий деятельности и к опред. поведе­нию в этих условиях. Систему диспози­ций образуют высшие Д.л. — концепция жизни и ценностные ориентации, общая направленность личности, а также обоб­щенные соц. установки на типичные соц. объекты и ситуации и, наконец, си­туативные соц. установки как диспози­ции к восприятию и поведению в дан­ных конкр. условиях, в данной предмет­ной и соц. среде ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ. Высшие Д.л., будучи продуктом общих соц. условий и отвечая наиб, общим потребностям личности — потребностям слияния с социумом, ак­тивно взаимодействуют на Д.л. нижеле-




documentasuldnl.html
documentasulkxt.html
documentasulsib.html
documentasulzsj.html
documentasumhcr.html
Документ ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ